Государственная Дума Российской федерации
Госуда́рственная ду́ма[1] (в средствах массовой информации употребляется также сокращение Госду́ма) — одна из палат Федерального собрания[2][3] — парламента Российской Федерации.
Правовой статус Государственной думы определён в пятой главе Конституции Российской Федерации[4].
Государственная дума состоит из 450 депутатов[3]. Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации)[5]. Депутатом Государственной думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции Российской Федерации).
С 2007 года по 2011 год депутаты Государственной думы избирались по пропорциональной системе (по партийным спискам). Проходной барьер составлял 7 %. С 2016 года барьер вновь будет составлять 5 % и выборы будут проходить по смешанной системе.[6]
Первая Государственная дума избиралась вместе с Советом Федерации в день всенародного голосования по Конституции 12 декабря 1993 года сроком на два года (согласно переходным положениям принимаемой Конституции).
Срок полномочий 2 — 5 созывов Государственной думы — четыре года. Начиная с 6 созыва, депутатов избирают сроком на пять лет[7].
Выборы в Государственную думу проводились в 1993, 1995, 1999, 2003, 2007 и 2011 годах.
Работу Думы возглавляет председатель Думы и его заместители.
Порядок формирования государственной думы — выборы. Однако Конституция РФ не устанавливает, какими должны быть выборы — прямыми или косвенными, открытыми или тайными, не определяет и подлежащей применению избирательной системы. Порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливают федеральные законы «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ряд других федеральных законов.Выборы в Государственную думу назначаются президентом Российской Федерации раз в пять лет.
По федеральному избирательному округу, который включает в себя всю территорию Российской Федерации, избираются все 450 депутатов. Избрание происходит пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов.
Выборы депутатов от одномандатных округов проходили в ГД РФ I—IV созывов (1993, 1995, 1999, 2003). Территория России была поделена на 225 избирательных округов (по количеству половины мест в ГД РФ, предоставленных депутатам-одномандатникам). Это число оставалось неизменным, хотя количество избирательных округов внутри каждого региона могло меняться, так же как и их наименования и номера. Каждый из 83 субъектов Российской Федерации был представлен хотя бы одним депутатом (за исключением Чеченской республики в 1993—1995 годах). В случае досрочного прекращения депутатом-одномандатником исполнения своих обязанностей (смерть, лишение мандата решением Думы, переход на другую работу и т. д.) по его округу проводились дополнительные выборы в ГД РФ.
Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации» устанавливает процентный барьер. C 2007 года процентный барьер на выборах Государственной думы повышен с 5 % до 7 %. Тем не менее на выборах 2011 года было предусмотрено предоставление также 1-2 мандатов партиям, набравшим от 5 до 7 % голосов (на практике столько голосов не набрала ни одна партия). В октябре 2011 года были приняты поправки, понижающие барьер до 5 % с 1 января 2013 года.[8] Эта норма будет задействована только на выборах 2016 года.[9]
Распределение мест
После подведения итогов голосования происходит распределение депутатских мандатов — перевод процента голосов, полученных в ходе выборов, в места в парламенте.[10] Партии, преодолевшие процентный барьер, получают места пропорционально полученным голосам, при этом используется метод Хэйра-Нимейера.[11]
Партии, не преодолевшие процентный барьер, не получают мест в парламенте. Те места, на которые могли бы претендовать эти партии, перераспределяются между партиями-победительницами, увеличивая их присутствие в Государственной думе. Перераспределение происходит пропорционально долям голосов, полученных на выборах. Таким образом, голоса избирателей, голосовавших за партии-аутсайдеры достаются партиям-победительницам, хотя им и не предназначались.
Полномочия
Конституция Российской Федерации (статья 103) определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним:
- дача согласия президенту Российской Федерации на назначение председателя Правительства Российской Федерации;
- заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;
- решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
- назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка Российской Федерации;
- назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов;
- назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
- объявление амнистии;
- выдвижение обвинения против президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.
Под принятым федеральным законом по смыслу ч. 1 ст. 107 Конституции РФ понимаются: законы, принятые Государственной думой и одобренные Советом Федерации в соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 105 Конституции РФ; законы, повторно принятые Государственной думой в соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции РФ; законы, одобренные Государственной думой и Советом Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ. Кроме того, принятый федеральный закон подписывается и обнародуется президентом РФ.
В том же порядке должен приниматься, подписываться и обнародоваться и акт законодательного органа, посредством которого осуществляется официальное, имеющее силу закона разъяснение федерального закона. Если же разъяснение предпринято в форме постановления Государственной думы, то есть без соблюдения требований ст.ст. 105, 106, 107 Конституции РФ, предъявляемых к принятию федеральных законов, то оно не может рассматриваться в качестве акта Федерального собрания — законодательного органа РФ. Будучи актом лишь одной из его палат, такое постановление не является аутентичным официальным разъяснением закона. Нельзя его признать и делегированным официальным разъяснением закона, поскольку Конституция РФ не предоставляет Государственной думе соответствующего права.[12]
Роспуск Госдумы
Роспуск Госдумы может произойти по указу президента России, если она трижды отклонила представленные им кандидатуры на должность Председателя Правительства или выразила недоверие Правительству повторно в течение трёх месяцев (если в этом случае президент не принял решение об отставке Правительства). Однако Дума не может быть распущена в первый год своей работы. В случаях роспуска Госдумы президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента её роспуска.
Структура
Аппарат Государственной думы — постоянно действующий орган, осуществляющий правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов, депутатских объединений, Совета, комитетов и комиссий, председателя Думы, его первых заместителей и заместителей, руководителя и работников аппарата Думы.
Руководители Аппарата Государственной думы
- Войков Андрей Иванович (1994—1996)
- Трошкин Николай Никитич (1996—2002)
- Лоторев Александр Николаевич (2002—2005)
- Чернявский Валентин Семенович (2005—2007)
- Сигуткин Алексей Алексеевич (2007—2012)
- Поллыева Джахан Реджеповна (с 2012)
Председатель Государственной думы осуществляет взаимодействие с другими ветвями власти — исполнительной и судебной. Председатель, первый заместитель председателя и заместители председателя избираются тайным голосованием на заседании палаты. Кандидатов на должности заместителей председателя могут выдвигать депутатские объединения и депутаты.
Государственная дума I созыва (14 января 1994 г. — 17 января 1996 г.)
- Рыбкин Иван Петрович (избран 14 января 1994 г. — постановление Государственной думы № 8-I ГД), фракция Аграрной партии России (АПР)
Государственная дума II созыва (17 января 1996 г. — 18 января 2000 г.)
- Селезнёв Геннадий Николаевич (избран 17 января 1996 г. — постановление Государственной думы № 7-II ГД), фракция КПРФ
Государственная дума III созыва (18 января 2000 г. — 29 декабря 2003 г.)
- Селезнёв Геннадий Николаевич (избран 18 января 2000 г. — постановление Государственной думы № 6-III ГД), фракция КПРФ, с 4 июня 2002 г. — независимый депутат
Государственная дума IV созыва (29 декабря 2003 г. — 24 декабря 2007 г.)
- Грызлов Борис Вячеславович (избран 29 декабря 2003 г. — постановление Государственной думы № 5-IV ГД), фракция «Единая Россия»
Государственная дума V созыва (с 24 декабря 2007 г. по 4 декабря 2011 г.)
- Грызлов Борис Вячеславович (избран 24 декабря 2007 г. — постановление Государственной думы № 3-V ГД), фракция «Единая Россия»
Государственная дума VI созыва (с 21 декабря 2011 г.)
- Нарышкин Сергей Евгеньевич (избран 21 декабря 2011 г. — постановление Государственной думы № 4-VI ГД), фракция «Единая Россия»
Комитеты Государственной думы по созывам
Госдума образует комитеты и комиссии. Комитеты являются основными органами палаты, участвующими в законотворческом процессе. Формируются, как правило, по принципу пропорционального представительства депутатских объединений. Председатели комитетов, их первые заместители и заместители избираются большинством голосов от общего числа депутатов по представлению депутатских объединений.
К полномочиям комитетов относятся:
- внесение предложения по формированию примерной программы законопроектной работы Государственной думы на текущую сессию и календаря рассмотрения вопросов Государственной думой на очередной месяц;
- осуществление предварительного рассмотрения законопроектов и их подготовка к рассмотрению Государственной думой;
- подготовка проектов постановлений Государственной думы;
- подготовка заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной думы;
- подготовка в соответствии с решением палаты запросов в Конституционный суд Российской Федерации;
- в соответствии с решением Совета Государственной думы, поручением Председателя Государственной думы подготовка проектов постановлений Государственной думы о направлении представителей Государственной думы в Конституционный суд Российской Федерации;
- организация проводимых Государственной думой парламентских слушаний;
- заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;
- анализ практики применения законодательства.