Суббота, 18.05.2024, 16:41 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2012 » Май » 17 » Как теперь будут выбирать губернаторов?
11:33
Как теперь будут выбирать губернаторов?
Как теперь будут выбирать губернаторов?

Как теперь будут выбирать губернаторов?

25 апреля Госдума одобрила закон о так называемых прямых губернаторских выборах. После того, как его рассмотрит и одобрит Совет Федерации, субъектам дадут еще месяц на то, чтобы они привели свое законодательство в соответствии с принятым законом, и тогда закон окончательно вступит в силу. Возникает вопрос: почему в названии закона фигурирует выражение «прямые выборы», ведь напрямую, т.е. путём народного голосования избирать глав регионов уже не будут? Ответ один – скорее по привычке. На самом же деле порядок избрания губернаторов, который будет действовать теперь, представляет собой довольно непростую схему.

Напомним, что последние прямые выборы губернатора прошли в Ненецком автономном округе в феврале 2005 г. – после того, как 15 декабря 2004 года вступил в силу новый порядок избрания губернаторов, в соответствии с которым прямые выборы губернаторов населением были отменены. Новую кандидатуру на утверждение местных законодательных собраний предлагал президент РФ из предложенных правящей партией кандидатур.

Теперь ситуация вновь меняется. Было бы ошибкой считать, что власти собираются вернуть ситуацию к декабрю 2004 г., когда, собственно, были отменены по-настоящему прямые губернаторские выборы. Например, у президента страны и муниципальных властей останется право исключать из списка кандидатов в губернаторы, поскольку теперь президент РФ сам решает вопросы относительно необходимости и порядка проведения консультаций по поводу кандидатов в губернаторы. Причем как с выдвигающими их партиями, так и с самовыдвиженцами.

Именно это и вызвало критические замечания на тему того, что такие выборы будут управляемыми. Но однозначно говорить об этом пока всё-таки нельзя, стоит как минимум дождаться практических результатов. В определенном смысле «лакмусовой бумажкой» для федерального центра может стать Ингушетия, где заканчиваются полномочия нынешнего главы республики Юнус-Бека Евкурова. Если пустят на выборы популярного в республике Руслана Аушева – значит, не все так плохо.

Каков же предлагаемый механизм?

Для выдвижения на губернаторский пост претенденты должны заручиться поддержкой от 5 до 10% депутатов местных муниципальных образований или трех четвертей глав муниципальных районов и городских округов региона, избранных на выборах. Причем один депутат может поддержать лишь одного кандидата при условии того, что его подпись будет нотариально заверена. Власти рассчитывают, что таким образом удастся удержать народных избранников от соблазна получать от выдвиженцев какие-либо «благодарности».

Немало нареканий высказывается по поводу наличия «фильтров», позволяющих «отсекать» неугодных кандидатов. В частности, критики указывают на то, что у нас местное самоуправление по Конституции отделено от государственной власти. Дмитрий Медведев, тем временем, возражает: «Это не мы придумали. Это – по сути французская конструкция». По его словам, она позволит понять, как губернатора воспринимают местные власти, и утвердиться в том, что он «не абсолютно случайная фигура».

Возможность самовыдвижения, согласно закону, субъекты РФ определяют самостоятельно. Для регистрации на выборах самовыдвиженцы должны собрать в свою поддержку от 0,5 до 2% подписей избирателей (по усмотрению местных властей).

И вот что важно: кандидатом в губернаторы отныне не может быть лицо, ранее осужденное за тяжкие и особо тяжкие преступления. Даже если у него будет миллион подписей.

Голосование может проходить в два тура: избранным губернатором может считаться тот, кто получит более половины голосов участников выборов. Занимать должность нельзя более двух сроков подряд. В том случае, если президент отправил губернатора в отставку, тот в течение двух лет после этого не может выдвигаться на пост главы какого-либо субъекта Федерации.

Заметим также, что лица, назначенные на должность губернатора и подавшие в отставку спустя год после назначения, могут участвовать в досрочных выборах глав регионов лишь с согласия президента РФ.

Предусмотрена и процедура отзыва главы субъекта. Для этого необходимо собрать не менее четверти подписей избирателей. А чтобы снять губернатора с должности, требуется зарегистрировать свыше 50 процентов голосов избирателей.

Вопросы вызвала и неясность, за что именно можно отозвать губернатора, а также возможность назначения Президентом временных управляющих, которые в ряде случаев могут занимать пост главы субъекта несколько месяцев и получат возможность использовать это назначение для самовыдвижения в том или ином регионе. Считается, что в данном случае административный ресурс позволит им получить преобладание перед самовыдвиженцами.

Ожидается, что по новому закону уже в конце 2012 г. будут избраны главы ряда российских регионов. До 14 октября апробация нового закона может произойти в Амурской, Брянской, Волгоградской, Новгородской областях, а также Бурятии. Речь идет о тех субъектах федерации, где истекает срок губернаторских полномочий.

Впрочем, в ряде регионов губернаторов избирали «по старинке»: так, накануне Смоленская областная дума единогласно поддержала предложенную президентом Дмитрием Медведевым кандидатуру на пост губернатора Алексея Островского. Он сменил снятого с этой должности Президентом Дмитрием Медведевым Сергея Антуфьева.

Тем самым Кремль дает понять, что упреки оппозиции в том, что якобы  губернаторские выборы монополизирует «Единая Россия», не имеют под собой серьезных оснований, ведь Островский является членом высшего совета ЛДПР.

Заметим, что после президентских выборов 4 марта стало ясно, что постов лишится целый ряд губернаторов. В первую очередь это касалось тех регионов, где наблюдался самый низкий уровень поддержки властей.

Уже в течение апреля Президент Дмитрий Медведев выбрал новых руководителей: кроме Смоленской области это коснулось Костромской области (назначен Сергей Ситников). Также своих постов лишились губернаторы Московской (Борис Громов), Мурманской (Дмитрий Дмитриенко), Архангельской (Илья Михальчук), Омской (Леонид Полежаев) областей. В «зоне риска» соответственно находятся и главы Калининградской, Орловской и Владимирской областей.

Между тем, перемены будут и в целом ряде других регионов. В ближайшие месяцы истекает срок полномочий у бессменного главы Бурятии Вячеслава Наговицына, губернатора Белгородской области Евгения Савченко, губернатора Ленобласти Валерия Сердюкова, у глав Новгородской и Самарской областей Сергея Митина и Владимира Артякова.

В случае с последними ясности относительно их дальнейшей судьбы нет. Артяков как не имеющий серьезных провалов, возможно, будет переназначен. Что касается Митина, то, по источникам во властных кругах, он, как и костромской глава Слюняев и губернатор Амурской области Олег Кожемяко (срок его полномочий истекает в 2013 г.), может претендовать на получение должностей в новом правительстве. Пермский губернатор Олег Чиркунов сам заявил, что сложит полномочия, как только вступит в силу закон о выборах.

Создается впечатление, что власти, принимая разные решения по регионам, решили отложить все потенциально «опасные» выборы. Условно «безопасные» же снабдили «фильтрами», о которых говорилось выше. Тем не менее, говорить о том, что тем самым «проложили дорогу» кремлевским кандидатам, нельзя – ситуация намного сложнее, и одной протекции здесь уже будет мало.

Есть и однозначно позитивные оценки нововведения. Так, по мнению международного рейтингового агентства Fitch Ratings, введение прямых выборов губернаторов повысит качество госуправления на местном уровне и укрепит независимость субъектов РФ от центра.

Эксперты этого агентства указывают, что когда кандидаты в губернаторы выдвигаются на федеральном уровне, финансирование регионов сильно зависит от Москвы и поэтому они нацелены больше на исполнение ожиданий центра, нежели местного населения. Кроме того, теперь главы регионов будут больше подотчетны перед избирателями. В то же время агентство Fitch опасается, что у желающих большей самостоятельности губернаторов могут возникнуть проблемы с финансированием из центра.

Как бы там ни было, несмотря на заданную управляемость процесса, принятие нового закона оживит политическую жизнь в стране. По крайней мере, те, кто метит в губернаторы, получат «муниципальную» трибуну. Причем самому будущему губернатору придется считаться не столько с федеральной верхушкой, сколько с местными властями и народными избранниками, а это намного сложнее.

Просмотров: 488 | Добавил: Valentina | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]